Подготовительная к школе группа № 3

Воспитатели: 

  • Иванова Елена Анатольевна                 

Приглашаю посетить мой личный мини-сайт: https://nsportal.ru/user/951739

  • Сайкконен Айно Анатольевна

Как научить ребенка читать

Чтение: вред или польза…

Обучение ребёнка чтению, является одним из главных условий успешного детского раннего развития ребёнка. Родители часто задают педагогам вопросы о том, когда ребёнку уже пора читать, как его научить читать. С какого возраста нужно учить малыша читать? Сколько времени ребёнку нужно для того, чтобы освоить чтение? Нужно ли учить ребёнка называть буквы? Какая методика обучения ребёнка чтению эффективнее? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.

Все ли дети могут научиться читать рано?

Сторонники большинства существующих методик обучения детей чтению гарантируют стопроцентный результат. Однако никто из них не анализирует случаи не слишком успешного обучения детей. Было бы глупо отрицать положительные стороны разных обучающих методик. Тем не менее,  некоторые дети не могут научиться читать вплоть до 7–8 лет или они допускают специфические ошибки во время чтения (дислексия).

Что может стать препятствием для обучения ребёнка чтению?

Побуквенное чтение. Родители, которые не знают, как правильно учить читать, учат ребёнка буквам: “А — Бэ — Вэ — Гэ — Дэ…” . В процессе обучения ребёнок запоминает названия букв. Но когда родители начинают учить малыша складывать буквы в слова, простое слово “мама” звучит как “МЭ-А-МЭ-А” и ребёнок не понимает, какое слово он прочёл. Прочитанное слово не похоже на то, которое малыш привык слышать. Обучение чтению превращается в зубрёжку. И родители, и ребёнок при таком обучении чувствуют разочарование.

Механическое чтение. Часто родители в процессе обучения чтению не показывают и не разъясняют ребёнку картинки или предметы, названия которых он только что прочёл. Поэтому ребёнок не может объяснить прочитанное слово или фразу.

Индивидуальные особенности развития ребёнка.

Чтение — сложный процесс, который зависит от совместной работы нескольких участков коры головного мозга. Недоразвитие или повреждение одного из участков мозга может привести к тому, что навык чтения появится у ребёнка гораздо позже или будет нарушен, вплоть до полной невозможности освоения чтения (алексия). Одну из главных задач в процессе чтения выполняют затылочный и затылочно-теменной участки коры, которые отвечают за зрительное восприятие. Эти зоны созревают позже других участков коры головного мозга. Если развитие этих зон головного мозга запаздывает, то для успешного обучения ребёнка чтению придётся воспользоваться другими системами восприятия (тактильная чувствительность, общие движения). Например, Мария Монтессори предлагала детям запоминать начертания “шершавых” букв, вырезанных из наждачной бумаги, “прописывая” их пальчиком.

Проблемы развития. У ребёнка с задержкой психического развития, сниженной остротой зрения меньше шансов научиться читать рано, чем у его здорового сверстника. Однако именно чтение может помочь ребёнку с проблемами в развитии. Раннее обучение ребёнка чтению способствует развитию речи у неговорящих детей, а также у детей с нарушениями слуха и проблемами общения. Известны случаи, когда дети с синдромом раннего детского аутизма ежедневно осваивали чтение 20–30 новых слов благодаря феноменальной зрительной памяти.

Можно ли учить ребёнка читать, используя одновременно несколько методик?

Конечно! Методики обучения чтению, одинаково эффективной для каждого ребёнка, не существует. Это не означает, что вы должны метаться от одних методов обучения чтению к другим. Учить ребёнка читать можно разными способами. Возможно, вы разработаете индивидуальную программу обучения чтению для вашего ребёнка.

Желаем успехов.

Наверх